Косса Сильвер19:50
30. Пейзаж.
Пейзаж в литературе – изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе и городской пейзаж. Пейзаж как таковой выражает эстетическое отношение к воспроизводимому предмету и возникает сравнительно поздно – в XVIII в. с появлением описательных поэм, когда описание природы и ее красоты стало самоцелью. До XVIII века природное и человеческое нерасторжимы. Человек живет в ритме с природой и это отражается на нем. Сезон любви в природе - сезон любви для человека. Несовпадение и нарушение природных ритмов опасно для человека. Если человек вдруг сбивается с ритма природы, он заболевает или становится несчастным. Осознание того, что человек и природа живут своими собственными ритмами, приходит со временем и отражается на описании природы в литературных произведениях. Так, в эпоху Возрождения природа рассматривается как идеал всего сущего, находящийся, однако, в подчинении у человека.
Традиционно понятие пейзажа связано с предметами природы. Пейзаж также - любое незамкнутое пространство. Но обычно речь идет об отрезке этого незамкнутого пространства. Предметы природы тоже могут быть "актантами" (действующими лицами). Пример: метель, приводящая к неожиданным последствиям. Произведение может создаваться с учетом одного лишь пространства пейзажа, а время может быть несущественным. Точно так же время может главенствовать, а пейзаж пространственный опускаться в соответствии с замыслом автора. Романтизм XIX века пропагандирует идею дикой природы. Природа и ее пейзажные свойства вновь возвеличиваются. В сентиментализме возникает идея нравственного контакта с природой.
На ранних этапах описание природного мира держится на перечне. Перечень - перечисление компонентов природы или же окружающей среды, атмосферы. Перечневая структура не располагает к расположению этих объектов в пространстве. Не предполагает конкретики. Возрождение же открывает линейную перспективу ( то, что впереди - крупное, то, что подальше - меньших размеров). Так появляется конкретика и значимость вещей.
Для XIX и XX вв. характерен городской пейзаж, который играет по преимуществу роль психологическую и социально-характеристическую. У пейзажа возникают национальные оттенки. Возникает множество акцентов и интенсивность. Появляется множество деталей. В более поздних пейзажах природа начинает выступать как автономная сфера, которая, однако, может перекликаться с событиями произведения или внутренним миром героя. Особенно часто русские поэты и прозаики обращались к образу Петербурга («Преступление и наказание», «Медный всадник», лирика и поэма «Двенадцать» Блока, стихи Ахматовой, Мандельштама).
30) Пейзаж
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12015-01-21 05:59:18
Страница: 1