Художественный мир создаётся не только событиями или персонажами, но так же и предметами. Костюм героя драмы может нам многое рассказать о нём (греческая драма), описание кабинета персонажа в романе раскрывает характер (кабинеты Онегина), так же предмет может быть важной составляющей сюжета (Шекспир – «Отелло»).
Исторически отношение в предметам в литературе менялось.
В ранние эпохи предметный мир был сословным, так же как и персонажи. Т.е. представитель каждого сословия окружен соответствующими предметами. Были высокие и низкие предметы, существовали табуированные предметы. Например, в трагедии не могло появиться предметов быта, а в комедии не могло быть предметов религиозного назначения или оружия. Сама по себе вещь интересовала мало, важна была её функция. Чаще предметы характеризовали персонажей, как бы приклеиваясь к ним. Например, буддистский монах был обязательно в жёлтых одеяниях и с миской для подаяний, а воин был с оружием.
Позже, начиная с эпохи романтизма, предметы начинают преодолевать сословные ограничения, а реализм и вовсе отменяет деление предметов. Быт начинает присутствовать в полной мере, независимо от социального положения персонажа. (Например, «Воскресение» - утро Нехлюдова и ужасная жизнь Катюши расписаны очень подробно). Так же предметы индивидуализируются, к ним появляется интерес. У персонажей возникают любимые предметы (любимая кукла Наташи Ростовой) и вещи, которые они не любят, которые давят и душат человека, как это часто описано у Достоевского.
С романистов также возникает историчность предмета. Теперь предметный мир так же характеризует целую эпоху. В полной мере это начинается с Вальтера Скотта, который в своих исторических романах делает сильный акцент на обстановке, костюмах, оружии той или иной эпохи. Также появляются национальные предметы.