Сюжет – это событийный ряд (совокупность событий), изображенный в произведении. Внутренняя связь событий бывает 2-х типов:
1. связь причинно-следственная. Одно событие - последствие второго события. В этом случае сюжет очень крепкий, события очень плотно связаны. Например, «Метель» Пушкина.
2. события совершенно равноправны. Моментом, соединяющий сюжет, является сама фигура героя. Например, «Герой нашего времени» Лермонтова.
Последовательность событий сюжета - композиция. В композиции используются разные приемы:
1) Прием хронологических перестановок. Например, "Герой нашего времени": состоит из 5 новелл и предисловия, но все фрагменты перепутаны. Роман так построен для наилучшего раскрытия образа главного героя. Во всех эпизодах Печорин остается неизменным от начала до конца, но дается взгляд на его персону с разных сторон, дается впечатление повествователя, а также его собственное. Перестановки подобного рода нужны для осуществления художественной задачи.
2) Ретроспекция. Ретроспекция – возвращение из настоящего в прошлое. Это возвращение назад часто дается в виде воспоминания. Воспоминания выхватывают различные моменты жизни героев ("Мастер и Маргарита" - есть линия Мастера и Маргариты, и есть линия Иешуа.)
3) Монтаж – вставка историй, не имеющих событийного влияния или многолинейные сюжеты, разворачивающиеся параллельно и изображающиеся как чередующиеся эпизоды.
4) Помимо композиции сюжетов существует обрамление сюжета, которое состоит из экспозиции и эпилога. Экспозиция – представление героя, если экспозиция большая, то используется термин «предыстория». Экспозиция отличается от предыстории (но это не четкое деление)тем, что экспозиция представляет героя или героев, места, их отношения, а предыстория - это когда знакомство с персонажем углубляется исторически. Экспозиция как бы растворяется в повествовании. Пример: Когда Толстой рисует вечер у Шерер, он вводит огромное количество информации о героях. Задержанная экспозиция - дается не в начале, а в конце (история Чичикова).
Вторая часть обрамления - это эпилоги. Они есть не во всех произведениях. Сюжет уже закончен, а эпилог сообщает о дальнейшей судьбе персонажей.