В XX в. теорией сюжета начала заниматься формальная школа. Шкловскому принадлежит формулировка того, как связываются события в сюжете, разделение двух типов сюжетосложения: кольцевой и ступенчатый. Он начинает различать историю в основе произведения и то, какой вид эта история получает в лит. произведении. В соответствии с этим Шкловский предлагает различать 2 термина, которые ранее считались синонимами, - фабула и сюжет. Фабула – это история, материал, упорядоченный пересказ, в котором события идут по хронологии; сюжет – это определенным образом сконструированная фабула, при этом используются и такие приемы как:
1) Прием хронологических перестановок. Например, "Герой нашего времени": состоит из 5 новелл и предисловия, но все фрагменты перепутаны. Роман так построен для наилучшего раскрытия образа главного героя. Во всех эпизодах Печорин остается неизменным от начала до конца, но дается взгляд на его персону с разных сторон, дается впечатление повествователя, а также его собственное. Перестановки подобного рода нужны для осуществления художественной задачи.
2) Ретроспекция. Ретроспекция – возвращение из настоящего в прошлое. Это возвращение назад часто дается в виде воспоминания. Воспоминания выхватывают различные моменты жизни героев ("Мастер и Маргарита" - есть линия Мастера и Маргариты, и есть линия Иешуа.)
3) Монтаж – вставка историй, не имеющих событийного влияния или многолинейные сюжеты, разворачивающиеся параллельно и изображающиеся как чередующиеся эпизоды.
4) Помимо композиции сюжетов существует обрамление сюжета, которое состоит из экспозиции и эпилога. Экспозиция – представление героя, если экспозиция большая, то используется термин «предыстория». Экспозиция отличается от предыстории (но это не четкое деление)тем, что экспозиция представляет героя или героев, места, их отношения, а предыстория - это когда знакомство с персонажем углубляется исторически. Экспозиция как бы растворяется в повествовании. Пример: Когда Толстой рисует вечер у Шерер, он вводит огромное количество информации о героях. Задержанная экспозиция - дается не в начале, а в конце (история Чичикова).
Вторая часть обрамления - это эпилоги. Они есть не во всех произведениях. Сюжет уже закончен, а эпилог сообщает о дальнейшей судьбе персонажей.
21) Анализ событийного ряда в теории формальной школы.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12015-01-21 05:55:11
Страница: 1