В 19 веке с развитием авторских сюжетов, становится важна роль реальности, правдоподобности изображаемых событий. Сюжет составляет важнейшую сторону тех «типичных обстоятельств», в которых выступают «типичные характеры». И чтобы донести до читателя все детали характера героев и мотивы их поступков, сюжет должен быть как можно более правдоподобным, а все ситуации максимально приближены к реальным. Например, в романах XIX в. осуществляется сознательный интенсивный отход от необыкновенных событий в качестве развязки. Произведение наполняется подробностями жизни, где отсутствует что-либо необычное.  Поэтому в качестве основы для сюжета использовались реально происходившие события (например, пьеса Толстого «Живой труп»). С этим тесно связано понятие «прототип».
Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью домысливать человека. Литератор должен выучиться прививать, приписывать единице наиболее характерные черты ее класса». Направления и жанры могут оказывать воздействие на роль прототипа. Любая история проходит авторскую обработку: не изменяя каркаса сюжета, автор привносит существенные изменения.