Герой-личность характерен для реалистической литературы, реализм усложняет приемы создания личности: прежде всего, герой резко индивидуализируется, теперь это лицо, ни на кого не похожее. Характеры каждого из героев-личностей многомерны, т.е. составлены из многих черт и эти черты не являются однонаправленными: в герое есть как хорошее, так и плохое. Важную роль играет и экспозиция, в которой осуществляется предварительное знакомство с персонажем. Но эта характеристика не исчерпывается, в отличие от ранней литературы, где социальный статус героя не меняется, следовательно, характеристика тоже не могла измениться. Внутренняя сущность героя-личности многослойна и состоит из врожденных черт, ценностной ориентации, типологических черт, а также определенного воспитания. В XVIII в. появляется мысль о том, что человек прежде всего формируется своей средой. XIX в. тоже перенимает эту идею, но разрабатывает ее иначе. Считается, что среда и воспитания – это факторы формирования характера. Человек не имеет заранее данных характеристик, он формируется.
Вообще, идея о воспитании возникает еще в XVIII в. Однако именно реализм превносит идею об изменении характера под влиянием жизни и духовных поисков героя. Это сопровождается индивидуализацией как внутреннего мира, так и внешности.
Пример героя-личности: Пьер Безухов обладает врожденными чертами, унаследованными от отца: подверженность бурным вспышкам гнева. Однако только этими чертами его личность не ограничивается, в процессе повествования она развивается (встреча с Платоном Каратевым и т.д.)
Стоит также отметить, что в отличие от героя-типа, поведение героя-личности оказывается в очень сложных отношениях с характером. Поведение не целиком определяется характером, а целым рядом разных факторов: внешними обстоятельствами, сложным переплетением психологических обстоятельств. Поэтому поведение героя-личности не предсказуемо, и это одно из самых важных открытий позднего реализма.
Что касается экспозиции, то герой-личность не ограничивается той характеристикой, что автор дает в начале произведения, к тому же авторская характеристика чаще всего бывает не полной, и читатель сам завершает ее в своем воображении.