Для обозначения изображения человека используются три, равнозначных, но со своими оттенками в значениях, термина:
Герой – слово греческого происхождения, в Древней Греции под героем понимали полубога, получеловека, т.е. совершенно особое лицо. Позже термин герой начал обозначать главных лиц трагедии, несмотря на то, что там в основном участвовали лица, принадлежащие к европейской традиции, - короли и пр. Таким образом, складывается мнение о том, что героем может быть названо только лицо высокого происхождения. В XIX в. героем начинают называть любое действующее лицо, однако тенденция для обозначения героя как главного действующего лица по-прежнему сохраняется.
Персонаж – французское слово, которое в свою очередь произошло от латинского – «персона». Сначала означало роль актера, маску. Таким образом, свободно употребляется для обозначения второстепенного героя, но не для главного.
Действующее лицо – понятие, прежде всего, связанное с драмой. Структурализм вводит новое значение для действующего лица – это основной участник сюжетного события, актант.
Образ человека в литературе состоит из нескольких составляющих. Во-первых, он всегда участник событийного ряда, ему принадлежит какая-либо роль в сюжете, т.е. несет на себе сюжетную функцию (этим подробно занимались представители форм. школы и структуралисты). Во-вторых, персонаж наделяется внешностью, т.е. в экспозиции ему даётся портрет. Также у персонажа, изображенного в произведении должен быть характер. Характер развертывается в поведении человека (прямая связь между характером и поведением). Поведение героя – мимика, жесты, походка, манера общения, поступки, всякое участие в сюжете, разворот внутренних качеств и то, что подвергается определенным правилам (особенно ранние этапы культуры). Персонаж также обладает внутренним миром – это мысли, чувства, решения персонажа. Для демонстрации внутреннего мира чаще всего используются 2 формы: рассказ повествователя и внутренний монолог. С понятием внутреннего мира тесно связано понятие психологизма – усложнения психологических процессов, усложняющих внутренний мир персонажа.
Таким образом, при изображении человека учитывается его портрет, характер, поведение и внутренний мир.