Литературное произведение — это целый мир, состоящий из элементов, лишь условно на них разлагаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других элементах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Его целостность опирается на замысел автора. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т.е. анализ содержания и формы, позволяет глубже понять его, проникнуть в замысел автора, соотнести со временем.
Главная задача литературного анализа – определить замысел этого художественного произведения. Анализируется то, из чего состоит произведение, а каждое произведение состоит из:
1. изображенный мир
2. речевой слой (текст)
Основные компоненты изображаемого мира совпадают с компонентами реального мира:
- человек (литературный герой)
- событийная сторона (сюжет)
- время и пространство
- предметная сфера (элементы пейзажа, интерьеры, костюмы, еда и т.д.)
Каждый компонент определяет свой уровень. Когда берется широкий анализ произведения, учитываются и рассматриваются все компоненты, определяется их смысл, каждый компонент сопоставляется с другим компонентом.
Когда мы говорим об авторском замысле и о картине мира в этом произведении, нельзя забывать, что в каждую эпоху существует свое представление о мире. Когда автор создает картину мира, в нее включены не только его индивидуальные представления, но и общие представления о мире той эпохи. Немалую роль играет литературная традиция. Например, до XIX в. существует строгий отбор изображаемых предметов, в зависимости от того, к каому жанру принадлежит прозведение: высокому или низкому. Этот отбор имеет 2 стороны: художественный отбор и отбор по социальной иерархии предметов (мы не увидим кастрюлю в рассказе о рыцаре).
Всякий анализ исходит из того, что литературное произведение – целостность (обеспечивается тем, что в основе этого произведения лежит какой-то замысел, смысл, идея). Можно рассматривать это как всякое сообщение, но как всякое сообщение, литературное произведение должно иметь смысл.
Ранее считалось, что произведение может иметь одну единственно-верную трактовку. Однако сейчас считается, что действительно великие произведения отличается возможностью для разных интерпретаций.
10) Литературное произведение. Задачи и методы его анализа.
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12015-01-21 02:35:19
Поделиться22015-01-21 02:41:45
Косса Сильвер17:26
10. Литературное произведение. Задачи и методы его анализа.
Литературное произведение — это авторское высказывание, обращенное к адресату (читателю) и содержащее сообщение (замысел), обладающее единым смыслом. Это целый мир, состоящий из элементов, лишь условно на них разлагаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других элементах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Его целостность опирается на замысел автора. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т.е. анализ содержания и формы, позволяет глубже понять его, проникнуть в замысел автора, соотнести со временем.
Главная задача литературного анализа – определить замысел этого художественного произведения. Анализируется структура произведения:
1. Гегель – форма (сочетание изображенного, речи и композиции) и содержание (общий смысл, идея, идейное содержание)
2. Формальная школа – материал и форма.
3. Вторая половина ХХ в. – слои, уровни:
а) речевой уровень (звучание, лексика, синтаксис, значение)
б) уровень изображенного мира
Основные компоненты изображаемого мира совпадают с компонентами реального мира:
- человек (литературный герой)
- событийная сторона (сюжет)
- время и пространство (Чудаков – также предлагал выделить уровень идей, т.е. высказанных и обсуждаемых персонажами идей и мыслей)
- предметная сфера (элементы пейзажа, интерьеры, костюмы, еда и т.д.)
Каждый компонент определяет свой уровень. Когда берется широкий анализ произведения, учитываются и рассматриваются все компоненты, определяется их смысл, каждый компонент сопоставляется с другим компонентом. Шмидт ввел понятие нарратология – анализ повествования.
Когда мы говорим об авторском замысле и о картине мира в этом произведении, нельзя забывать, что в каждую эпоху существует свое представление о мире. Когда автор создает картину мира, в нее включены не только его индивидуальные представления, но и общие представления о мире той эпохи. Немалую роль играет литературная традиция. Например, до XIX в. существует строгий отбор изображаемых предметов, в зависимости от того, к каому жанру принадлежит прозведение: высокому или низкому. Этот отбор имеет 2 стороны: художественный отбор и отбор по социальной иерархии предметов (мы не увидим кастрюлю в рассказе о рыцаре).
Всякий анализ исходит из того, что литературное произведение – целостность (обеспечивается тем, что в основе этого произведения лежит какой-то замысел, смысл, идея). Можно рассматривать это как всякое сообщение, но как всякое сообщение, литературное произведение должно иметь смысл.
Ранее считалось, что произведение может иметь одну единственно-верную трактовку. Однако сейчас считается, что действительно великие произведения отличается возможностью для разных интерпретаций.