XX век, в целом, несет в себе резкие перемены в искусстве и открывается он знаменитой формальной школой, сформировавшейся в России и определившей развития лит-вед-ия во всем XX в. Если XIX в. занимался структурой произведения, то формальная школа начинает придавать большое значение теории лит. произведения, пытается создать новую науку о литературе, которая бы исходила из того, что литература имеет собственные законы существования и развития, она является автономной.
Ядром и душою школы был ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка. Основатели – в Петербурге + московский лингвистический кружок. Состав кружка все время меняется, но три члена постоянны: Виктор Борисович Шкловский, Юрий Николаевич Тынянов, Борис Михайлович Эйхенбаум.
История формальной школы делится на 3 этапа:
I. 1914/16 - 1919/20 – начало формальной школы принято отсчитывать со статьи Шкловского «Воскрешение слова». В начале формальная школа формулирует свои основные принципы, вырабатывает терминологию. В первую очередь форм. школа интересуется вопросами поэтического языка.
II. 1921 – 1925 - форм. школа получает признание, занимается теорией стиха, а также начинает заниматься проблемами героя и сюжета.
III. 1926 – 1930 – обострение внимания к истории литературы, в это время начинается критика форм. школы, также ее раздирают внутренние противоречия.
Основные положения форм. школы:
В 1917 г. Шкловский публикует статью «Искусство как прием». Еще Аристотель задавался вопросом о том, что такое искусство. Шкловский начал с определения: «Когда человек живет, он привыкает ко многим вещам, перестает их замечать. Это называется автоматизация вещей. Когда люди привыкают делать одно и то же, эти дела перестают замечаться. И если всю жизнь делать одно и то же, жизнь пройдет незаметно... Цель искусства – делать вещи не узнаваемыми, а удивительными». Искусство дает нам возможность почувствовать заново жизнь. Искусство не должно просто воспроизводить действительные вещи, оно должно эти вещи переделывать. Вводится термин и понятие «прием». Первый прием - остранение, те вещи должны предстать странными (например, стихотворная речь). Второй прием - затрудненная форма, которая должна увеличить трудность и долготу восприятия. Затрудненность может вызываться отступлениями автора (например, "Евгений Онегин"). Также было отброшено понятие «содержания», которое было заменено понятием «материал». Материал - это все, что автор может взять извне: история, бытовые ситуации. Этот материал он определенным образом конструирует, т.е. придаёт ему какую-либо форму.
Шкловский разрабатывает и теорию сюжета:
1) Он начинает различать историю в основе произведения и то, какой вид эта история получает в лит. произведении. В соответствии с этим Шкловский предлагает различать 2 термина, которые ранее считались синонимами, - фабула и сюжет. Фабула – это история, материал, упорядоченный пересказ, в котором события идут по хронологии; сюжет – это определенным образом сконструированная фабула, при этом используются и такие приемы как хроникальные перестановки и торможения.
2) Формальная школа открывает сюжетную функцию героя. До Шкловского о герое говорили как об обычном человек, как о личности, а Шкловский начинает воспринимать его как фигуру, необходимую для сюжетного, событийного развития.
Другие представители школы занимались другими проблемами. Эйхенбаум в 1919 г публикует статью "Как сделана "Шинель" Гоголя", в которой занимается проблемой повествования (как сделан рассказ). У этого рассказа нет сюжета как такового. У Гоголя главное то, как рассказана история, ее построение - установка на устную речь (воспроизведение живого устного рассказа). Таким образом, он вводит новый термин «сказ» - повествование, которое строится с установкой на устную речь.
Стоит также отметить видение лит. процесса форм. школой. Представители форм. школы считали, что приёмы рано или поздно становятся штампами и перестают выполнять свою функцию, следовательно, необходимо вводить новую форму (новая форма вводится не для описания новых явлений, а для старых).
Несмотря на огромный вклад в лит-вед-ие, в 1930 году школа прекращает свое существование из-за внешней критики: в советскую эпоху вся гуманитарная наука была поставлена под идеологический контроль. Литература должна была рисовать определенное общество, работать на заказ, в то время как формальная школа призывала к отрешению от общества, отрицала его, считала, что искусство существует вне общества.