XIX в. – расцвет как филологии, так и лит. критики. На первый план также выходят история литературы и её теоретизирование. Развитие происходит в рамках теоретических школ:
1) Мифологическая школа – основатели братья Гримм. Они знамениты изучением германской филологии и фольклора. До этого фольклор считался фактом быта, а не литературного наследия. В 1835 году выходит «Немецкая филология». Братья Гримм установили, что фольклор восходит к мифам и предшествует литературе, выделили ряд особенностей фольклора (например, отсутствие автора, творчество в фольклоре не является сознательным), а также выделение исторических этапов формирования фольклора. Кроме того, Братья Гримм собрали и записали немецкие сказки, редактируя их в соответствии с «национальным духом».
2) Миграционная школа – основатель Теодор Бенфей, он затронул еще один аспект, связанный с фольклором. В 1859 году был сделан перевод индийского повествовательного сборника «Панчатантра» («Пятикнижие», 3 в.н.э.) Во вступлении к сборнику Бенфей отметил, что он очень рано распространился практически по всему миру начиная с 6 в. н.э. через Иран, арабский и еврейский мир она попала в Европу. Бенфей установил, что разные литературы находятся во взаимодействии и влияют друг на друга, обнаружил множественные связи сюжетов «Панчатантры» с сюжетами европейских сказок. Так был установлен факт миграции сюжетов. С этого начинается сравнительное литературоведение.
Так как в XIX в. большое значение приобретает именно критика, то методология новой науки разрабатывалась не филологами, а критиками.
1) В частности, именно критику Шарлю Огюстену Сент-Бёву (1ая половина XIX в.) принадлежит создание биографического метода. Согласно этому методу произведение неотделимо от личности автора, следовательно, по произведению можно восстановить особенности личности автора, опираясь на его произведения. Им предлагается целый комплекс тем для изучения личности: биография, окружение, влияния, пороки, слабости, предпочтения и т.д. Древнее Сент-Бёва не интересовало из-за невозможности изучить личность автора. Плюсы биографического метода: биографии писателей активно внедряются в историю литературы, создаются литературные биографии. Однако биографический принцип интерпретации подвергался сомнениям Марселем Прустом. По его мнению, нет соответствия между поэтом-творцом и поэтом в бытовой жизни.
2) Культурно-историческая школа – основатель Ипполит Тэн. Он сформулировал и изложил новые принципы лит-вед-ия и исторического развития. Литературное произведение «определяется совокупностью... общего состояния умов и нравов окружающей среды» и рассматривается как документ своей эпохи. Тэн-реалист говорил, что автор – личность общественная, так как его делает общество. По теории Тэна, литературные произведения не существуют сами по себе, они принадлежат к некоторому широкому целому: целое общество, целые школы. Общество формирует мировоззрение, с изменением мировоззрений меняется и литература.
6) Литературоведение в XIX в. Основные школы.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12015-01-21 02:33:17
Страница: 1