Литературная критика – другая (в отличие от литературоведения) форма литературного сознания и осмысления литературы. Складывается сравнительно поздно – в XVI, XVII вв. на Западе. В самом начале критика опиралась на соответствие/несоответствие существующему образцу написания произведения. Так, ранняя критика, опиравшаяся на нормы и дававшая оценку, исходя из этих норм, раскритиковала произведение Корнеля «Сид». Основное развитие литературной критики, становление ее как критики, которую мы знаем, приходится на XVIII в. и связано с развитием печатной продукции, расцвет приходится на XIX в. В это время критика превращается в публичную письменную оценку произведения с элементами анализа и разбора.
Основная роль критика – быть посредником между литературой и читателем, то есть критик одновременно читатель и писатель. У критики и литературоведения общий предмет, общность методов, но между ними довольно существенны различия:
1) Литературная критика складывается значительно позднее, тогда как ТТЛ складывается непосредственно с развитием литературы.
2) Критик занят исключительно современным литературным материалом. Это вызвано интересом со стороны читателя в получении информации о произведении и его интерпретации, т.к. количество современной печатной продукции огромно. Однако критик может обращаться и к текстам, давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение читающей публики. Например, критический этюд Гончарова «Мильон терзаний» (1872), откликавшийся на постановку «Горя от ума» (1822-24) на сцене Александринского театра в Петербурге и содержавший развернутый анализ самой комедии Грибоедова, отделен от времени рождения комедии несколькими десятилетиями.
3) Критик обращается к широкой аудитории читателей без какого-либо специального образования, что обязывает его обладать талантом литератора и безупречным литературным вкусом.
4) Критик, в отличии от учёного, даёт оценку произведению с идеологической или литературной позиции.
Отличия ЛК от ЛВ:
1) Критика занимается современной литературой
2) Литературовед обращается к публике, работы научны
3) Критик должен быть наделен лит.талантом