Филология как особый вид теоретической деятельности, который появляется в связи с необходимостью передать последующему поколению древние тексты, возникает в 4-3 в. до н.э., в эллинистическую эпоху. Греческий мир сильно меняется после завоеваний Александра Македонского. Сама греческая цивилизация идет к своему завершению. На периферии возникают так называемые научные центры – на одной территории располагались лаборатории, обсерватории, лекционные залы. Самый крупный такой центр располагался в Александрии. Такие центры назывались мусейонами («святилищами муз»), это показывало связь между образами муз и науками. Центром каждого мусейона была библиотека, которой придавалось колоссальное значение. Главным лицом мусейона был библиотекарь. Он должен был быть ученым человеком. Книги надо было рассортировывать, создавать каталоги, из этой работы с книгой и зародилась филология. Также основной задачей библиотекаря было комментирование тексты, т.е. текст нужно прочесть, понять, исправить, объяснить и оценить. Именно в это время зарождается текстология, начинают вырабатываться принципы работы с текстом. Однако каждый библиотекарь вырабатывал свои принципы и придерживался своих методов. Например, Зенодот провозгласил, что Гомер – это ясность, краткость, торжественность и таким образом вносил в его работы соответствующие правки, убирая отрывки, которые казались ему слишком пространными. Аристарх же критиковал Зенодота, отвергал его принципы и методы.
Также библиотеки начинают издавать пособия, облегчающие понимание текстов (например, словари, где давались толкования сложных/устаревших слов) и пособия, пытающиеся восстановить исчезнувшие реалии. Позже была заведена практика издания Возникает практика издания драматических текстов с предисловием, в котором:
- даются сведения о поэте
- говорится о том, когда ставилась драма
- даются сведения о наградах
- упоминается, где еще используется такой сюжет.
Проводились работы по составлению библиографии и образцов авторов. Все это и составило основы будущей филологии.
В V в. н.э. Римская империя терпит крушение под натиском варварских племен – это германские племена и гунны (короче, варвары), у которых отсутствовали свои лит. тексты и язык. Поэтому европейская культура выросла из античности, т.к. варвары перенимают христианство и латинскую письменность.
Следующий этап развития филологии приходится на эпоху Возрождения – XIV-XVI в. Начинается возврат к античной культуре, противопоставление ее средневековой. Доступ к ушедшей эпохе имеют тексты, к ним начинает проявляться интерес. В 1508 году впервые издаётся «Поэтика» Аристотеля, также в течении XVI в. к Аристотелю появилось несколько комментариев, поэтика как наука становилась престижной. При этом идеи, высказанные Аристотелем, применяются и к современному на то время лит. материалу. Несмотря на возрождение филологии, специальности филолога как таковой не существовало, этим занимались церковные деятели, врачи, юристы на досуге, ради удовольствия. Однако в это время начинают создаваться так называемые академии – кружки гуманистов, занимающихся изучением и толкованием античных рукописей, комментированием их.
Истинный расцвет филологии приходится на XVIII-XIX вв. В это время немецкий философ Вольф издал труд, обосновавший необходимость филологии и необходимость ее изучения. Он определял филологию как комплексную науку об античной культуре, опирающуюся на античные тексты. Филолог XIX в. должен знать все: всю литературу, уметь прочесть любой текст, устройство государства древних римлян и греков, дать языковой и реальный комментарий. В университетах появляются филологические факультеты, филология становится комплексной наукой, включающей в себя классическую филологию и другие (например, романскую, славянскую и т.д.)
Но к концу XIX в. филология претерпевает настолько существенные внутренние преобразования, что наступает её кризис. Причины кризиса:
1) Разрастание объёма знаний, необходимого учёному-филологу, привела к необходимости специализации;
2) Появление ощущения историзма (изменчивости мира, разницы эпох), формирование осознания существования всеобщей истории приводят к тому, что из филологии вычленяется история.
Таким образом, к концу XIX в. филология сузилась до знания языка и литературы. В это же время формируется языкознание – общая наука об устройстве языка и литературоведение, таким образом филология остается лишь как некоторый метод исследования языка.