1.Литературоведение. Его предмет, задачи и основные этапы развития.
Литературоведение – наука о литературе. Термин возникает довольно поздно (на Западе вошёл в употребление в нач. XX в., в России получил распространение с 20х годов XX в.) и является калькой с немецкого Literaturwissenschaft. До этого существовал термин «поэтика» греческого происхождения (поэзией др. греки называли всю художественную словесность).
По сути, основной задачей литературоведения является ответы на вопросы:
1) что такое литература
2) зачем нужна литература
3) что превращает словесный текст в литературу.
Сам термин «литература» также возникает достаточно поздно – после XV в. с появлением книгопечатания, но по-настоящему широко начинает употребляться с XVIII в. В его основе лежит лат. «litera» - буква, письменность, таким образом, буквально термин «литература» означает «буквенность». Сейчас у этого термина два значения:
1) вся письменная продукция в слове
2) совокупность худ. текстов.
По Роману Якобсону поэзия (под поэзией он понимает худ. лит-ру) – особым образом организованный язык; особенность заключается в том, что язык и его строение выходят на первый план. Другая точка зрения гласит, что все лит. произведения вымышлены, это и является их особенностью. Наконец, еще одна точка зрения: литература – разряд искусства наряду с живописью и скульптурой, она вызывает особую реакцию, связанную с восхищением, удовольствием, а также стимулирует определенный мыслительный процесс (с этим тесно связано понятие «эмоциональной рефлексии»).
Граница между литературой и нелитературой очень подвижна, до сих пор ведутся споры о некоторых произведениях по поводу того, можно ли их назвать литературой (речи Цицерона). Тексты литературы также следует разграничивать по различным параметрам.
Можно выделить следующие признаки литературности:
1. Художественность, вымышленность
2. Искусство (приносит эстетическое наслаждение, сложное переживание, которое обогащает человека духовно)
3. Особая организация языка
Ответ на вопрос «Зачем нужна литература» также неоднозначен. Как искусство литература должна приносить эстетическое наслаждение. Кроме того, нельзя не учитывать воспитательную функцию литературы. На примере героев литературных произведений, событий, происходящих в них, читателю показывается, каким человек может стать и каким должен быть. Шкловский в своей статье «Искусство как прием» выдвигает следующую точку зрения: «Когда человек живет, он привыкает ко многим вещам, перестает их замечать. Это называется автоматизация вещей. Когда люди привыкают делать одно и то же, эти дела перестают замечаться. И если всю жизнь делать одно и то же, жизнь пройдет незаметно... Цель искусства – делать вещи не узнаваемыми, а удивительными. Искусство дает нам возможность почувствовать заново жизнь. Искусство не должно просто воспроизводить действительные вещи, оно должно эти вещи переделывать». Наконец, Лотман считает, что литература – это инструмент самосознания. Она проникает в такие глубины жизни, которые недоступны науке, и ориентирует человека.
Литература представляет собой значительную часть духовной культуры общества, необходимой для человека с древности. Следовательно, изучение духовной культуры требует изучения литературы.
Другая задача литературоведения – выяснить, что хотел сказать автор, анализ произведения.
Основных этапов развития литературоведения два. Вообще, литературоведение как наука возникает в Западной Европе только в XIX в., но возникает не на пустом месте. Еще в древности и в средние века предпринимались попытки анализа литературы, до XIX в. Существовала (как на Западе, так и на Востоке) так называемая традиционная теория литературы, которая появляется вместе с самой литературой, поэтому впервые появляется в Китае, Индии, Др. Греции. ТТЛ занимается вопросами о сущности литературы, теорией речи, жанров, героя, сюжета и т.д. Также к этому времени относится и термин «нормативная поэтика» - то же самое, что и ТТЛ. Задачей нормативной поэтики
является не объективное описание существующих приемов, а оценочное суждение о них и предписание тех или иных приемов как единственно закономерных. Нормативная поэтика имеет целью научить, как следует писать литературные произведения, чтобы создать идеал.
С XIX в. начинается перелом. Современная наука о литературе возникает в Западной Европе, а затем усваивается остальным миром. Главные отличия совр. лит-вед-ия от ТТЛ: признание изменение литературы с историей, следовательно, происходит складывание истории лит-ры как одного из направлений лит-вед-ия, также отсутствие нормативности (отсутвствия какого-либо свода правил). Также на XIX в. приходится расцвет литературной критики. Литературную критику интересует относительно единовременное, сегодняшнее состояние литературы; для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Разумеется, это было немыслимо с точки зрения ТТЛ.
1) Литературоведение
Страница: 1
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12015-01-20 20:51:57
Поделиться22015-01-20 22:11:13
Функции литературы:
1) учительная (примеры из жизни, поучительные истории)
2) доставляет удовольствие
Задачи:
1) Интерпретация
2) Понять, как устроены литературные произведения, почему меняются структуры
Этапы:
1) Традиционная теория литры (древность и средневековье)
2) Современное литературоведение ( с конца 18 начала 19)
Различаются по подходам к литературным произведениям.
Одна из проблем - изменение литры с течением времени, изменение способов отображения реальности.
Страница: 1